R.U.S.E. – стратегия, соответствующая своему названию (в переводе на русский – "обман", "блеф"). При анонсе, мгновенно заинтересовав всю публику, она тут же начала атаковать умы геймеров, особенно стратегов. Последние в свою очередь же как только себе ее не представляли – доработанный и улучшенный Supreme Commander, Axis & Alies нашей мечты, Hearts of Iron в настоящем RTS… В общем, фантазии было много у всех и у каждого, да вот не каждый ожидал самого ruse от R.U.S.E.
Козырной туз
Итак, чем же поразила умы и фантазии сама R.U.S.E.? Первым делом она заинтересовала своим видом. Нет, не внешним, хотя он тут тоже приятен, а с видом на масштаб. Сама карта в игре сделана как настоящая карта штаба – огромная такая карта на весь стол с манекенами на каждый определенный вид войск, а вокруг карты видно координаторов и связистов, придавая тем самым ощущения, что вы являетесь генералом. Ну как бы получше сказать… Играл же кто-нибудь когда-то в настольную игру «Битвы Fantasy»! Так вот, R.U.S.E. - тоже самое, только карты с функциями и описания уже вписаны в саму технику, вам лишь остается действовать и правильно все думать.
Кстати думать – вот что приходится делать на протяжении всей игры. А думать здесь есть чем, и не просто над тактикой и правильным развитием экономики. В игре есть несколько блефов, но из них самые лучшие: ложная база – благодаря ей можно создать макет базы, который ваш противник может принять за вашу настоящую базу, что может сыграть вам на руку; фальшивая бронетехника – создав, можно отправить ее в атаку на противника как отвлекающий маневр, заставив врага отвлечь от чего либо важного для вас или временно прикрыть свою базу; камуфляж – скрыть настоящие постройки от глаз врага; шпион – показывает передвижение войск врага на определенном участке карты; перевоплощение – можно легкие танки превратить в тяжелые, что очень сильно может напугать врага; радиомолчание – использовать лучше для неожиданных атак, чтобы ваши войска не обнаружил противник, пока вы осуществляете свой корыстный план; блиц - тут поймет каждый, молниеносная и не беспрекословная атака вашими войсками; фанатизм – то же самое, что и «блиц», но уже насмерть и без страха; террор – морально напугать ваших врагов. Используя все это умело и правильно, можно добиться любой тактики и планов, лишь бы было все правильно, четко и без ошибок выполнено.
Но нет хорошей стратегии без несколько хорошо сбалансированных наций. Сам сеттинг R.U.S.E. времена Второй Мировой войны, поэтому и нации соответствующие – СССР, США, Великобритания, фашистская Германия, Франция и Италия. Увы и ах, но японцев опять обделили вниманием. Причем каждая нация сделана по-своему: СССР – хороши в атаке, но отсутствует хорошая техника для обороны (почему-то представлены образцы техники с 41 по 43 годы); США – самая сбалансированная нация, отчего отсутствуют сильные стороны; Германия – вся техника в основном состоит из тяжелой техники, что хорошо и в атаке и в обороне, вот только цена за технику у них сильно кусается, Франция – хороши в обороне и этим все сказано (зато в представленных видах войск почему-то присутствует техника, которая была создана после окончания самой войны), Италия – самая слабая нация в игре, нет даже тяжелой техники, кроме танка Carro M11, который создали в 43 году, но сам он так ни разу и не принимал участие ни в одной битве, зато для мазохистов и хардкорщиков эта самая обалденная нация.
То есть игра полностью является мечтой любого стратега, погружаясь в азарт как в какой-нибудь карточной игре, но в чем же тогда проблема?
Театр военных действий
А проблема вся в сюжете. Сам сюжет редко когда бывает особо интересным в любой стратегии, особенно по истории любой войны, но здесь он сделан просто напросто чисто для галочки, к тому же зануден. Сюжет крутится вокруг офицера армии США Джо Шеридана, за которого мы управляем собственным подразделением. Все начинается с Северной Африки, затем в Италии, Нормандии, Германии и даже дают одну миссию за Советский Союз. Но все миссии идут чисто под командованием Джо и больше никого, что может обидеть стратега, который привык к нескольким сторонам, а персонажи, кружащие вокруг него и того не запоминаются. Да и сами задания постоянно ведут нас самих под ручку, не давая свободы. Эх, а как было бы приятно изменить ход событий тех битв, ведь каждый сначала посмотрит карту, потом подумает, как лучше сделать и затем поправит свои планы из-за указа штаба (а точнее сценария).
Это можно было бы простить, да вот сам сюжет ведет к тому, что мы постоянно (!) гонимся (!!) за шпионом (!!!), который сливал всю секретную информацию немцам. Итог – сюжет напрочь губит игру, если бы не сетевая игра. А ведь интересный сюжет любит любой уважающий себя стратег.
Карты, деньги… и два дула танка
Сетевая игра – вот где театр боевых действий не знает границ. Здесь широкий простор для каждого. Одни рвут артиллерией, другие бьют пехотой и танками, третьи используют блефы… Список можно продолжать дальше, фантазии и тактики много и у каждого она своя. Но интереснее всего читать на форумах игры как каждый бесится и хвалит своего соперника, а тот в свою очередь дает совет, где и за что лучше всего браться. Карт много, плюс Ubisoft, несмотря на не сильно хорошие продажи самой игры, постоянно стала поддерживать игру всякими дополнениями, что существенно оживляет игру. Вот только жаль, что полный функционал решили раскрывать в этих самых дополнениях, а не сразу. Может быть, тогда бы проект продавался лучше?
Решительно и стремительно начав штурм по всем фронтам? Eugen Systems удачно пошли в сторону оригинальности, чего не было в их предыдущих проектах. Но если раньше отсутствие оригинальности прикрывалось интересным сюжетом, то в R.U.S.E. все ровно наоборот. Надеюсь, что в аддоне или сиквеле получиться исправить ошибки, уж очень хороший опыт и мозги у ребят из Eugen Systems. Плюс на них, как и на Relic и Blizzard, большая надежда по повышению интереса к жанру RTS.
Общая оценка: 75%